О том, какую технику я использую


Фотографией я увлёкся не так давно, в 2011 году. Началось всё с того, что мы с женой купили одну из младших зеркальных камер марки Nikon. Вскоре я понял, что мне гораздо интереснее пользоваться старыми объективами, потому что каждый из них неповторим и обладает собственным характером. Чтобы максимально использовать возможности старой оптики, было решено перейти на фотоаппарат Pentax, потому что аппараты этой марки имеют такой же фокусировочный отрезок, как у советских Зенитов и могут работать с объективами без электроники. Для этого нужно установить переходное кольцо M42. Ещё один плюс в том, что я могу использовать все те же привычные объективы и с цифровым Pentax-ом и с плёночным Зенитом.
В основном я фотографирую пейзажи, города, здания и сооружения, но предпочтение определённому жанру не отдаю. Мне интересно снимать всё.
Сейчас в интернете есть множество статей и уроков, которые начинающему фотографу можно почитать. Что-то из этого окажется полезным, что-то нет - главное руководствоваться собственными чувствами и интуицией. Для себя я решил по возможности минимизировать компьютерную обработку, потому что фотография - это то, что создано фотографом с помощью фотоаппарата без применения специализированных программ для постобработки. Это моё личное мнение, с ним вовсе не обязательно соглашаться.


Объективы


Со староой оптикой я познакомился когда моя тёща затеяла переезд. В недрах шкафа мы нашли Зенит, не который жену фотографировали ещё в пелёнках. Чтобы приладить объектив от Зенита к Никону было даже куплено переходное кольцо, но обнаружилось, что фокусироваться на бесконечность не возможно из-за того, что фокусировочный отрезок Никона на несколько миллиметров больше чем у Зенита. Вывод - нужна другая камера! Почитав Интернет я понял, что у камер Кэнон и Пентакс фокусировочный отрезок соответствует Зенитовскому, но при этом у Пентакса с не родным объективом работает больше функций. В результате был куплен сильно подержанный Pentax *ist D, аж на целых шесть мегапикселей, и дело пошло.
Теперь подробнее о моём первом объективе HELIOS-44M-6. Этот объектив продавался в комплекте с фотоаппаратами Зенит в конце 70-х годов. Мой экземпляр 1979 года выпуска. Тогда камеры уже оснащались электронными экспонометрами, поэтому объектив, как и сама камера, имеет чёрную окраску, чтобы блики от металла не вличли на работу экспонометра. Фокусное расстояние этой модели Гелиоса очень универсально - 58мм, что на полном кадре позволяет снимать практически любой сюжет. Но на не полнокадровой цифровой камере его фокусное расстояние эквивалентно 87мм, превращая объектив в портретник. Поясню, чтобы к этому больше не возвращаться: узнать эквивалент можно умножив реальное фокусное расстояние объектива на кроп-фактор матрицы Вашей камеры. Гелиос характерен тем, что обладает достаточно хорошей светосилой 1:2 и поэтому может хорошо размывать задний план при съёмке близко расположенных объектов на открытую диафрагму. При этом размытие (боке) имеет интересный, мягкий, слегка закрученный рисунок. Кольцо фокусировки имеет большой ход и крутится мягко, кольцо диафрагмы расположенно удобно. Довольно долго я снимал только на этот объектив, так что фокусное расстояние под 90 стало для меня на столько привычным, что даже пейзажи на него иногда снимаю.


Это INDUSTAR 50-2. Его название ни коим образом не связано с индусами, как может показаться. Оно образовано от слова "Индустриализация", потому что оптическая схема объектива появилась в СССР как раз в период расцвета этого явления. Объектив попал ко мне в довольно плохом состоянии. Его, похоже, кто-то смазал чем-то похожим на термопасту, и оно засохло. Пришлось разобрать, отмочить геликоид в керосине и смазать нормальной смазкой. Заодно и линзы почистил. После этого кольцо фокусировки стало крутиться легко и плавно. Поясню что такое геликоид: это деталь объектива, напоминающая винт большого диаметра с большим шагом резьбы. Он двигает линзы друг относительно друга при повороте кольца фокусировки. Часто он является одним из конструктивных элементов корпуса. Сначала мы с женой смеялись ныд этим объективом, потому что он очень маленький и на камере смотрится, мягко говоря, инородно. Мы даже назвали его Пупырышком.
Но результаты первой же пробной съёмки заставили нас зауважать этот маленький объектив. Резкость в деталях просто поражает, цветопередача - не хуже, чем у современной дорогой оптики, и даже в самых сложных условиях освещённости он ухитряется выдать хороший результат. Но его главное достоинство в том, что он очень компактный и лёгкий, камеру с ним удобно брать в путешествия. Есть, правда, и недостаток: кольцо диафрагмы у него находится на переднем торце, который вращается при наведении резкости. Из-за этого приходится сначала устанавливать диафрагму, повернув аппарат объективом к себе, и только потом фокусироваться. Иначе фокусировка сбивается. Ещё у него очень маленький диаметр резьбы под светофильтр, а значит фильтр для него найти будет не просто. Это же касается и передней крышки, котой с объективом не было. Надо будет её из чего-небудь сотворить.


Ещё один экземпляр в моей коллекции - ЮПИТЕР-9. Обратите внимание - он "белый". Полированный металл не имеет лакокрасочного покрытия. Такие объективы выпускались до появления экспонометров в камерах. Кстати, обладателям современных цифровых зеркальных камер не нужно опасаться бликов от блестящей поверхности объектива, потому что у Ваших камер экспонометр внутри корпуса, и никаких бликов не боится.
Фокусное расстояние 85мм делает этот объектив хорошим портретником, а светосила 1:2 позволяет привнести в кадр интересные художественные эффекты. Однако, в наше время применять этот объектив довольно затруднительно. Объясню почему: В 1960-м году, когда его сделали, большинство любителей использовало монохромную (чёрно-белую) плёнку, да и разрешающая способность светочувствительного слоя плёнки була не так велика, как у современных образцов. Поэтому просветление линз этого объектива призвано не улучшить цветопередачу, а всего льшь избавить от бликов и убрать излишки ультрафиолета. Качество обработки стёкол, конечно, достаточно высокое, вполне достаточное для фотоматериалов того времени, но у более современных объективов линзы лучше. Если Вы всё-же решите использовать "белые" объективы с цифровой камерой - снимайте в монохромном режиме, а ещё лучше обзаведитесь такой же белой плёночной камерой и попробуйте поснимать на плёнку. Ещё одна его особенность - двойное кольцо диафрагмы. Одним кольцом устанавливается значение, вторым диафрагма закрывается до этого значения. Сделано это потому, что фокусироваться удобнее на открытой диафрагме, а уже потом её закрыть, не меняя положения себя и аппарата в пространстве.


Этот CARL ZEISS JENA TESSAR появился у меня вторым, после Гелиоса. Его я купил в комиссионном магазине. В разные годы выпускались разные модификации. Мне досталась "зебра" начала 70-х годов, произведённая в ГДР. Этот объектив подтверждает стереотипные представления о немецких вещах. Качество изготовления очень высокое, всё очень точно обработано и подогнано, ничего не трётся, не хрустит, не болтается. Все органы управления расположены удобно и работают как надо.
Есть у него одна полезная штука - "прыгающая" диафрагма. Из уже рассмотренных обхективов она есть ещё у Гелиоса, но подробно рассмотрим её здесь. Как мы уже знаем, фокусироваться удобнее на открытой диафрагме, потому что больше разница между резкими и не резкими объектами, да и просто светлее. При этом значение диафрагмы лучше устанавливать до фокусировки, потому что для этого надо, повернув аппарат, посмотреть на цифры, нанесённые на корпусе объектива. Чтобы всё можно было делать именно так и была придуманна "прыгающая" диафрагма. На заднем торце объектива есть маленький штырёк, при нажатии на который диафрагма закрывается до установленного значения. А нажимает на этот штырёк специальный рычаг, расположенный внутри фотоаппарата, в тот момент, когда Вы нажимаете кнопку спуска затвора. То есть только в момент съёмки! Иногда, чтобы оценить глубину резко изображаемого пространства (ГРИП) нам нужно до съёмки прикрыть диафрагму до установленного значения. Для этого на корпусе этого Цейса есть специальный рычажок. К сожалению, современные цифровые аппараты не поддерживают эту конструкцию, у них диафрагма имеет электромагнитный привод. Поэтому у нас штырёк "прыгающей" диафрагмы всегда прижат переходным кольцом и мы не можем насладиться удобством этого механизма.
В отличие от конструктива, про картинку, которую даёт этот объектив мне сказать особо нечего. Пожалуй, она хорошая и правильная, но не более. Нет ни "звенящей" резкости, ни "волшебного" боке. Объектив скорее подойдёт фото корреспонденту, задача которого быстро и точно зафиксировать событие на плёнке. То есть он создан для работы.


Для съёмки пейзажей удобнее использовать более короткофокусные объективы, чем те, что мы уже рассмотрели. Этот непонятный японский объектив марки KAMERO тоже был приобретён в комиссионном магазине. У него фокусное расстояние 35мм, что на полном кадре даёт возможность снимать пейзажи, а на не полном превращает его в классический "полтинник". Светосила у него 1:2,8, что не плохо.
В Интернете не много информации про объективы этой марки, да и попадаются они не часто. Удалось только выяснить из недостоверных источников, что это дочерний бренд Японского Такумара, щбъективы имеют удешевлённую конструкцию и предназначены для Американского рынка. Как он попал в СССР остаётся только предполагать. Мой (моё?) KAMERO имеет хорошую сохранность. Похоже использовался объектив не часто. Всё мягко крутится, разбирать для чистки и смазки не пришлось. У него есть "прыгающая" диафрагма и переключатель для её отключения. При съёмке на цифру мне показалось, что он немножко подвирает по цветности, однако на плёнке такого не случилось. Картинка получилась мягкая и приятная.


Однажды мы с женой путешествовали на машине, и заехали в чудесный город Йошкар-Ола. После увлекательной прогулки по центру города мы зашли в сувенирный магазин за магнитиками. Интурист любит всякие советские штуки, и в магазине этих штук было множество. И вот, среди шкатулок, фуражек, часов и керамических статуэток я вижу этот чёрный чилиндр со знаком качества СССР. Попросил показать. Открутил от своей камеры объектив и, прикрутив находку, начал делать пробные фотографии. Этот процесс слегка удивил продавца и окружающих. Нет, не слегка, а нормально так удивил. "Ты что, реально на ЭТО фотографировать будешь???" А чего тут такого? стекло качественное, сохранность отличная, даже знак качества есть!
В результате я купил ЮПИТЕР-37А. Это достаточно современный объектив, по сравнению с предыдущими, он выпущен в 83-м году на Красногорском заводе. Для своего фокусного расстояния 135мм он обладает приличной светосилой 1:3,5, а кроп-фактор фотоаппарата превращает его в средней длины телеобъектив. В силу своего года выпуска объектив обладает многослойным просветлением и предназначен для работы с качественными цветными фотоматериалами. Поэтому при съёмке на цифру цветопередача получается правильная, резкость и контрасты вполне на уровне. Из конструктивных особенностей могу отметить интересное устройство кольца диафрагмы. Это некая помесь двойного и одинарного колец. То есть кольцо одно, крутится без щелчков. При этом можно установить предельное значение диафрагмы, больше которого она не будет закрываться. Для этого нужно установить максимальное число диафрагмы, утопить кольцо в сторону аппарата, повернуть до нужного значения и отпустить. Такая конструкция на практике оказалась гораздо удобнее, чем двойное кольцо. Приобретением я остался очень доволен. Этот объектив можно применять и для фотоохоты, и для съёмки всяких бабочек-цветочков-грибочков, и даже для портретной съёмки.


Одна моя подруга увлеклась фотографией и озадачилась вопросом выбора фототехники. Для облегчения задачи я предложил ей походить с моим старым Пентаксом, так как сам к тому времени перешёл на более новую модель. Объективов у меня тогда было не много, и из них начинающему я мог рекомендовать только простой и универсальный Гелиос. Но Гелиос один, а я тоже хочу фотографировать. Что делать? Решили что она купит себе Гелиос, а если вся эта тема ей не понравится - продаст его обратно, благо Гелиос стоит не дорого. Пришли мы в комиссионку, а Гелиосы кончились. Стали смотреть другие объективы и нашли этот замечательный японский AUTO REVUENON. Он, конечно, был подороже Гелиоса и покупать его просто на попробовать подруга не рискнула. Но я не мог просто так уйти ни с чем и предложил вариант: Я его покупаю, ты с ним ходишь, а там, когда определишься, решим что с ним делать. В итоге подруга решила не обременять себя тяжёлой зеркалкой и отдала предпочтение маленькому и лёгкому компакту со сменной оптикой, а Auto Revuenon вместе с Пентаксом вернулся ко мне.
По сути этот объектив является японским братом нашего советского Гелиоса. Конструкция и оптическая схема у них практически идентичны, кольца фокусировки и диафрагммы расположены одинаково, габариты совпадают с точностью до миллиметра, и даже диаметр резьбы под светофильтр совпал. Но есть одно существенное отличие, которое и не позволило мне уйти из комиссионки без него. Светосила. Если у Гелиоса она составляет 1:2, то у Ревьюнона - 1:1,7. Казалось бы разница всего 0,3, но, поверьте, когда речь идёт о светосиле, это много. Благодаря этому качеству объективом можно производить съёмку в сложных условиях освещённости, в хороших условиях можно "играть" разнообразным боке. На полностью открытой диафрагме глубина резко изображаемого пространства становится очень маленькой, поэтому требуется большая точность при установке резкости. Недостатком я бы это не назвал, потому что, если не получается на полностью открытой, то можно прикрыть диафрагму до подходящего значения, увеличив ГРИП до такого, который нужен. Если приложить умение, то этот объектив обязательно порадует красивой и сочной картинкой.


Увлечение фотографией - как шило в одном месте. Постоянно хочется что-то новое попробовать. Это самое шило и побудило меня купить совершенно новый, в коробочке и с инструкцией, 2011-го года выпуска Красногорский MC ZENITAR-M2,8/16. Это так называемый "рыбий глаз". Так называют объективы с очень коротким фокусным расстоянием, обычно меньше 17мм за то, угол обзора у них составляет почти 180 градусов, а это даёт сильно закруглённую по краяв картинку. Некоторые особо короткфокусные объективы вообще рисуют на фотографии шарик, в который вписано окружающее пространство и ноги фотографа.
Конкретно этот Зенитар является абсолютно современным объективом, при разработке которого полагалось, что работать он будет с цифровыми камерами. Есть даже модели с байонетами Никон и Кэнон, что позволяет применять Зенитар с этими камерами без всяких переходных колец и заморочек. В нём применены линзы традиционно высокого для завода Зенит качества, а о многослойном просветлении свидетельствуюе буквы "MC" перед названием. Фокусировка начинается от дистанции в 30 см, а уже после двух метров начинается бесконечность. По этому ход кольца фокусировки достаточно короткий, а в видоискателе довольно сложно понять разницу между объектами в фокусе и нет. Здесь удобнее фокусироваться не по видоискателю, а по шкале на корпусе объектива. Ведь прикинуть расстояние в пределах двух-трёх метров не так уж и сложно. По качеству картинки этот объектив может конкурировать с продукцией известных иностранных производителей. Цвета яркие и насыщенные, цветопередача очень точная. Начиная со значения диафрагмы в 5,6 резкость и контраст очень хорошие. Так что, если Вам нужен недорогой широкоугольный объектив, чтобы немножко похулиганить - могу рекомендовать этот.


Это TAIR-3. Если я правильно понимаю серийный номер - то сделан он в 67-м году. Его мне подарил тесть. Объектив не плохо сохранился, я только снял переднюю линзу чтобы почистить её с обратной стороны, и то для профилактики. Такие объективы часто применялись с фоторужиями. Помните, в мультике про Простоквашино у Шарика было фоторужьё как раз с таким же объективом. Он имеет фокусное расстояние 300мм, которое на кропе превращается в 450, и очень хорошую для такого фокусного расстояния светосилу 4,5. Вы, конечно, сравнили эту цифру с параметрами ранее рассмотренных объективов и удивляетесь, что я здесь нахваливаю. Но вспомните современные зум-объективы, к примеру 18-55, у которых при фокусном расстоянии 55 миллиметров светосила всего 5,6. А здесь 4,5 аж на трёхстах, и это хорошо!
Особенностью конструкции является выдвижная металлическая бленда, которая избавит кадр от бликов при ярком солнце, двойное кольцо диафрагмы и мощный поворотный кронштейн для штатива. Он сделан потому, что объектив гораздо тяжелее фотоаппарата, и центр тяжести оказывается на объективе. Таир - штука большая и тяжёлая. Его вес более полутора килограммов, а длина при фокусировке на минимальную дистанцию и с выдвинутой блендой составляет 37 сантиметров. Таскать аппарат с этим объективом довольно тяжело, объектив напоминает толи телескоп, толи подзорную трубу и вызывает недоумение прохожих. Без штатива с ним работать сложно. Вес большой, поддерживать надо одновременно и аппарат и объектив, да ещё и кольца фокусировки и риафрагмы едут вместе с подвижной частью корпуса, удаляясь от фотографа по мере уменьшения дистанции фокусировки. Не смотря на все неудобства снимать на этот объектив очень интересно, и результаты он даёт отменные. На открытой диафрагме при небольшой дистанции фокусировки ГРИП становится узкой, как бритва, а фон размывается в большие цветные пятна с ровными кругами на бликующих поверхностях. Цвета яркие, с небольшим перекосом в сторону тёплых оттенков. Резкость отличная, если фотограф уважает штанги и гантели. Чтобы не расшевелить кадр при такой длине нужно применять выдержки короче чем 1/320, поэтому без штатива можно фотографировать только при хорошем освещении. Но если штатив у Вас есть, то можно даже достаточно детально сфотографировать луну. Если Вы никуда не спешите и любите экспериментировать, то с этим объективом Вы подружитесь.



Да, я знаю чего Вам в этой статье не хватило. Тут нет примеров фотографий, сделанных этими объективами. Обещаю постепенно исправить это упущение, но для этого понадобится время. Конечно, среди моих фотографий есть снятые на каждый из этих объективов, но я не вспомню, какая на какой. Ведь они, в силу отсутствия электроники, не оставляют никакой информации в параметрах фотоснимка. Я специально сделаю новые хорошие тестовые фотографии.
Ещё на этой длинной странице я обязательно расскажу о фотоаппаратах, ведь эта тема не менее интересна!